много раз, и таким образом происходит формирование
верного представления о себе.
Как видно из вышесказанного, процессу самонаблюдения
всегда сопутствует самоанализ и самооценка. Самоанализ представляет собой
анализ собственного поведения, отдельных поступков, целей, чувств, переживаний,
то есть в конечном итоге анализ качеств своей личности, мотивов своего
поведения.
Умение осмыслить свои поступки и переживания обычно есть
у каждого из вас. А вот степень развития этого умения свидетельствует об
уровне самосознания личности.
Самооценка играет наиболее существенную роль в саморегуляции
поведения человека в процессе профессионального самовоспитания. Без самооценки
невозможно самопознание, самовоспитание. Из практики известно, что в жизни не
так просто оценить человека, как это иногда кажется. Еще сложнее объективно оценить
самого себя. Различают адекватную, или соответствующую возможностям человека,
самооценку, и неправильную, неадекватную (завышенную или заниженную),
самооценку.
Для формирования правильной самооценки важно прислушиваться
к оценке окружающими своего поведения и результатов деятельности, качеств своей
личности, а также сравнивать себя с другими людьми.
Развивая самосознание, важно, конечно, стремиться к
тому, чтобы оно было направлено на профессиональное самовоспитание и не
превращалось в самокопание.
Самообразование.
Самообразование, связанное с
подготовкой к профессии, может включать в себя изучение специальной научно-популярной
литературы; общение с людьми данной профессии; знакомство с литературой о них;
решение различных задач; просмотр кино- и телепередач; посещение лекций,
факультативов, курсов, кружков, спецшкол и т. п.
Самоприказ.
Этот метод, т. е. способность
человека самому себе приказывать, как действовать в определенной ситуации, как
жить, может быть очень эффективным. Все вы знакомы с произведением Н.
Островского «Как закалялась сталь». Главный герой романа, Павел Корчагин, когда
понял, что уже никогда не сможет встать с постели, что нет надежды на
выздоровление, решил, что его жизнь не принесет пользы. Вот тогда-то его рука
потянулась к револьверу. Но он сумел остановить себя с помощью самоприказа.
Павел Корчагин приказал себе: «Спрячь револьвер |