—
Что,
брат, заставляют работать?
Том круто повернулся к нему: — А, это ты Бен! Я и не
заметил.
—
Слушай-ка,
я иду купаться... да, купаться! Небось и тебе хочется, а? Но тебе, конечно,
нельзя, придется работать. Ну, конечно, еще бы!
Том посмотрел на него и сказал: —
Что ты
называешь работой?
—
А разве
это не работа?
—
Может,
работа, а может, и нет. Я знаю только одно: Тому Сойеру она по душе... Разве
мальчишкам каждый день достается белить заборы?.. Из тысячи... даже, пожалуй,
из двух тысяч мальчиков найдется только один, кто сумел бы выполнить это как
следует...
—
Я дам
тебе все яблоко — все что осталось.
Том вручил ему кисть с видимой неохотой...
Если бы известка не кончилась, он разорил бы всех мальчиков
этого города.
Сам того не ведая, он открыл великий закон, управляющий
поступками людей, а именно: для того, чтобы взрослый или мальчик страстно
захотел обладать какой-либо вещью, пусть эта вещь достанется ему возможно
труднее».
Конечно, дать однозначные рецепты, как делать скучную
работу интересной, как управлять своими интересами и склонностями, невозможно.
Но вот некоторые соображения на этот счет.
1.
Препятствие,
которое человек должен преодолеть для достижения цели, возбуждает, укрепляет
интерес к ней. Однако это препятствие должно быть не очень большим и
обязательно преодолимым.
2.
Попробуем
немного порассуждать. Что происходит, когда нам предстоит сесть за скучную
работу? Мы заранее знаем, что она скучна, что ничего у нас не получится. Работа
еще не началась, а уже скучно. Действует установка, как, например, в цирке:
выходит клоун, он еще ничего не сказал, не сделал, а нам уже весело, мы
смеемся. Мы заранее знаем, что будет весело, у нас установка на веселье. Однако
установку можно изменить по собственной воле, потому что она поддается влиянию
воображения,— это, кстати, доказано и учеными в опытах. Если бы мы могли
вообразить, что будет интересно, мы внутренне настроились бы на |