Око психолога
Psycholog.3dn.ru
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню


Поиск по сайту



Статистика
Вход
Главная » Книги » Воспитателю о психологии и психогигиене общения (Добрович Л. Б.)

4
21.11.2013, 00:07

книга никоим образом не может заменить существующих руководств по психологии. Однако мы сочли полезным всюду, где это удастся, вводить читателя в мир сегодняшней психологии во всем многообразии стоящих перед нею проблем.

В разработке и распространении психологических знаний, касаю­щихся коммуникаций людей, есть, на наш взгляд, одна весьма специфическая особенность. Эти знания утрачивают свою действен­ность, если они существуют и накапливаются исключительно в научной форме.

Для сопоставления возьмем любую другую область знаний, например химию. Этой дисциплине достаточно существовать в научной форме — в монографиях, учебниках, статьях и руководст­вах, чтобы она, будучи практически освоена многотысячным отря­дом специалистов, вносила свой вклад в экономическую и позна­вательную активность общества и государства.

Иначе обстоит дело с психологией общения. Хотя строгое познание этого предмета — вопрос компетенции специально подго­товленных и высококвалифицированных людей, результаты познания не могут сохраняться, «придерживаться» в тиши лабораторий и библиотек, ибо стать «специалистом» в сфере общения стремится любой человек. А следовательно, итоги кропотливых психологи­ческих изысканий, выраженные в строгих методологических поло­жениях, цифрах, формулах и специальных терминах, должны как можно быстрее обретать общепонятное выражение и вторгаться в интеллектуальный мир всякой мыслящей личности, корригируя формы ее живого повседневного общения. Иными словами, если, химия (как и большинство других наук) сохраняет свою дейст­венность и без того чтобы быть изложенной в научно-популяр­ной форме, то психология, а в особенности психология общения, буквально «взывает» к научно-популярному жанру.

Собственно говоря, человек не может освоить общение как «учебный предмет», как некую сухую дисциплину, ибо он обучает­ся общению только в самом процессе общения. Точно так же самое прочное усвоение руководства по плаванию еще не означает, что человек умеет плавать. Поэтому автор настоящей книги созна­тельно строит изложение материала таким образом, чтобы текст был не просто доступным, но усваивался читателем как бы «в режиме диалога». Чтение вообще есть одна из форм общения (читателя и автора), на что с разных точек зрения указывали в свое время психолог А. Н. Леонтьев и литературовед М. М. Бахтин. Нам думается, что «дух собеседования» при чтении поддержи­вается тем явственнее, чем определенней личная позиция и собствен­ная речь автора (либо персонажа, если имеем дело с художествен­ной литературой).

Исходя из этого, мы попытаемся всюду, где возможно, избегнуть стилистически безличной, строго научной подачи материала и, на­против, придать тексту интонации живой речи. Автор не намерен (да

Добавил: Breeze |
Просмотров: 461