Добрович Л.
Б. Воспитателю
о психологии и психогигиене общения;
Кн. для учителя и родителей.— М.:
Просвещение, 1987.—207 с.
ОТ АВТОРА
Формирование
нового человека — не только важнейшая
цель, по и непременное условие
коммунистического строительства. В
наиболее общем виде достижение этой
цели состоит в том, чтобы поднять каждого
человека до уровня творца собственной
судьбы, творца истории.
Как указывается в новой редакции
Программы Коммунистической партии
Советского Союза «социалистическое
общество не может эффективно
функционировать, не находя новых путей
развития творческой деятельности масс
во всех сферах жизни», На решение
такой задачи, собственно, и нацелена
реформа общеобразовательной и
профессиональной школы.
Одним из главных
аспектов формирования нового человека
является и воспитание у подрастающего
поколения гуманистических и в то же
время зрелых, реалистических установок
на полноценное общение.
В последние годы
появились сотни научных и популярных
работ, посвященных различным аспектам
общения. Читателю, намеревающемуся
углубиться в этот
вопрос, можно в качестве первого шага
рекомендовать «Психологию общения» Н.
П. Ерастова. Это пособие для
студентов-психологов, вышедшее в
Ярославле в 1979 году, позволяет в
достаточной мере ориентироваться как
в главных направлениях изучения
проблемы, так и в существующей на пот
счет литературе. Настоящая же книга
адресована в первую очередь педагогам
и должна быть отнесена к научно-популярному
жанру.
Автор книги не
является педагогом ни по образованию,
ни по роду деятельности. И тем не менее
он отчасти является им — как врач, много
лет занимающийся психотерапией. Есть
глубокое сходство между психотерапией
и педагогикой: прежде всего, и то и другое
представляет специфическую форму
общения
(или особый «жанр» общения). Далее, и
педагог, и психотерапевт, пользуясь
средствами общения, стремятся оказать
определенное влияние на человека: первый
— побудить его к усвоению тех или иных
знаний и навыков, второй — укрепить и
развить те черты его личности, которые
помогают противостоять болезни и
жизненным трудностям. И здесь функции
педагогики и психотерапии настолько
сближаются, что эффективное влияние
педагога имеет своим косвенным результатом
психотерапию или, по меньшей