Око психолога
Psycholog.3dn.ru
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню


Поиск по сайту



Статистика
Вход
Главная » Книги » Воспитателю о психологии и психогигиене общения (Добрович Л. Б.)

Страниц в книге: 6
Текущая страница: 3
Страницы: « 1 2 3 4 5 6 »


лога. Для последнего же речь идет не столько о коммуникации «вообще», сколько о тех формах и уровнях межличностной и внутригрупповой коммуникации, которые значимы в плане сохранения либо восстановления нервно-психического здоровья людей. Эта сфера реальности остается пока малоизученной, хотя необходимость ее изучения все более очевидна.

Общеизвестно, что на первом месте по частоте заболеваний находятся сегодня сердечно-сосудистые болезни; если не источником, то пусковым их механизмом являются напряженные моменты обще­ния — разлады, ссоры, стычки между людьми. С этими же момента­ми связано подавляющее большинство неврозов — расстройств настроения, самочувствия и работоспособности человека без ка­ких-либо органических причин. Есть также основания думать, что многие случаи алкоголизма и наркомании обусловлены не­полноценностью межличностных контактов и изначально представля­ют собой попытку человека обрести среду общения и непринужден­ную раскованность в контактах. Словом, психогигиене общения как области медицины еще предстоит этап роста и развития. Пока она лишь в начале пути и поэтому должна ограничивать себя самыми общими рекомендациями.

Задача психогигиены есть одновременно просветительская зада­ча: психотерапевту необходимо очертить «неправильные», но также и «правильные» формы общения, т. е. такие, освоение которых благоприятно влияет на душевную жизнь взаимодействующих индивидов и на «психологический климат» человеческой группы. Суждения на этот счет, содержащиеся в книге, разумеется, не претендуют ни на бесспорность, пи на окончательность. Они тем не менее до известной степени выверены психотерапевтической практи­кой автора, работавшего не только с больными (о чем рассказывает­ся в книгах «Общение: наука и искусство». М., 1978, 1980 и «Фонарь Диогена». М., 1981), но также и с практически здоровыми людь­ми. Совершенствованию форм общения вне рамок собственно пси­хиатрической (врачебной) помощи автор посвятил немало лекцион­ных и практических занятий: с молодежью, школьниками, педаго­гами, родителями, молодыми семьями, разводящимися супругами и т. д. (подробнее об этом рассказывают книги «Глаза в глаза». М., 1982, «Беседы о половом воспитании». М., 1982, публикации автора в журналах «Молодой коммунист», «Знание — сила», «Ра­ботница», «Студенческий меридиан», в центральных газетах).

Совершенствование форм общения требует от педагога среди всего прочего современных психологических знаний. Психогигиени­ческий подход к конкретному собеседнику, будь то взрослый человек, подросток или ребенок, строится па понимании общих закономер­ностей, лежащих в основе формирования личности и характера. Учет этих закономерностей не менее важен и для самопонимания. Ведь нравственный долг человека как участника контактов — ра­зобраться в себе самом: это дает ему возможность избе­жать субъективизма в оценке других. Настоящая


« 1 2 3 4 5 6 »