лога.
Для последнего же речь идет не столько
о коммуникации «вообще», сколько о тех
формах и уровнях межличностной и внутригрупповой коммуникации,
которые значимы в плане сохранения либо
восстановления нервно-психического
здоровья людей. Эта сфера реальности
остается пока малоизученной, хотя
необходимость ее изучения все более
очевидна.
Общеизвестно,
что на первом месте по частоте заболеваний
находятся сегодня сердечно-сосудистые
болезни; если не источником, то пусковым
их механизмом являются напряженные
моменты общения — разлады, ссоры,
стычки между людьми. С этими же моментами
связано подавляющее большинство неврозов
— расстройств настроения, самочувствия
и работоспособности человека без
каких-либо органических причин. Есть
также основания думать, что многие
случаи алкоголизма и наркомании
обусловлены неполноценностью
межличностных контактов и изначально
представляют собой попытку человека
обрести среду общения и непринужденную
раскованность в контактах. Словом,
психогигиене общения как области
медицины еще предстоит этап роста и
развития. Пока она лишь в начале пути и
поэтому должна ограничивать себя самыми
общими рекомендациями.
Задача психогигиены
есть одновременно просветительская
задача: психотерапевту необходимо
очертить «неправильные», но также и
«правильные» формы общения, т. е. такие,
освоение которых благоприятно влияет
на душевную жизнь взаимодействующих
индивидов и на «психологический климат»
человеческой группы. Суждения на этот
счет, содержащиеся в книге, разумеется,
не претендуют ни на бесспорность, пи на
окончательность. Они тем не менее до
известной степени выверены
психотерапевтической практикой
автора, работавшего не только с больными
(о чем рассказывается в книгах
«Общение: наука и искусство». М., 1978, 1980
и «Фонарь Диогена». М., 1981), но также и с
практически здоровыми людьми.
Совершенствованию форм общения вне
рамок собственно психиатрической
(врачебной) помощи автор посвятил немало
лекционных и практических занятий:
с молодежью, школьниками, педагогами,
родителями, молодыми семьями, разводящимися
супругами и т. д. (подробнее об этом
рассказывают книги «Глаза в глаза». М.,
1982, «Беседы о половом воспитании». М.,
1982, публикации автора в журналах «Молодой
коммунист», «Знание — сила», «Работница»,
«Студенческий меридиан», в центральных
газетах).
Совершенствование
форм общения требует от педагога среди
всего прочего современных психологических
знаний. Психогигиенический подход
к конкретному собеседнику, будь то
взрослый человек, подросток или ребенок,
строится па понимании общих закономерностей,
лежащих в основе формирования личности
и характера. Учет этих закономерностей
не менее важен и для самопонимания. Ведь
нравственный долг человека как участника
контактов — разобраться
в себе самом: это дает
ему возможность избежать субъективизма
в оценке других. Настоящая