книга никоим образом не может
заменить существующих руководств по
психологии. Однако мы сочли полезным
всюду, где это удастся, вводить читателя
в мир сегодняшней психологии во всем
многообразии стоящих перед нею проблем.
В разработке и
распространении психологических знаний,
касающихся коммуникаций людей, есть,
на наш взгляд, одна весьма специфическая
особенность. Эти знания утрачивают свою
действенность, если они существуют
и накапливаются исключительно в научной
форме.
Для сопоставления
возьмем любую другую область знаний,
например химию. Этой дисциплине достаточно
существовать в научной форме — в
монографиях, учебниках, статьях и
руководствах, чтобы она, будучи
практически освоена многотысячным
отрядом специалистов, вносила свой
вклад в экономическую и познавательную
активность общества и государства.
Иначе обстоит
дело с психологией общения. Хотя строгое
познание этого предмета — вопрос
компетенции специально подготовленных
и высококвалифицированных людей,
результаты познания не могут сохраняться,
«придерживаться» в тиши лабораторий и
библиотек, ибо стать «специалистом» в
сфере общения стремится любой человек.
А следовательно, итоги кропотливых
психологических изысканий, выраженные
в строгих методологических положениях,
цифрах, формулах и специальных терминах,
должны как можно быстрее обретать
общепонятное выражение и вторгаться в
интеллектуальный мир всякой мыслящей
личности, корригируя формы ее живого
повседневного общения. Иными словами,
если, химия (как и большинство других
наук) сохраняет свою действенность
и без того чтобы быть изложенной в
научно-популярной форме, то психология,
а в особенности психология общения,
буквально «взывает» к научно-популярному
жанру.
Собственно
говоря, человек не может освоить общение
как «учебный предмет», как некую сухую
дисциплину, ибо он обучается общению
только в самом процессе общения. Точно
так же самое прочное усвоение руководства
по плаванию еще не означает, что человек
умеет плавать. Поэтому автор настоящей
книги сознательно строит изложение
материала таким образом, чтобы текст
был не просто доступным, но усваивался
читателем как бы «в режиме диалога».
Чтение вообще есть одна из форм общения
(читателя и автора), на что с разных точек
зрения указывали в свое время психолог
А. Н. Леонтьев и литературовед М. М.
Бахтин. Нам думается, что «дух собеседования»
при чтении поддерживается тем
явственнее, чем определенней личная
позиция и собственная речь автора
(либо персонажа, если имеем дело с
художественной литературой).
Исходя из этого,
мы попытаемся всюду, где возможно,
избегнуть стилистически безличной,
строго научной подачи материала и,
напротив, придать тексту интонации
живой речи. Автор не намерен (да