Око психолога
Psycholog.3dn.ru
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню


Поиск по сайту



Статистика
Вход
Главная » Книги » Воспитателю о психологии и психогигиене общения (Добрович Л. Б.)

Страниц в книге: 6
Текущая страница: 2
Страницы: « 1 2 3 4 5 6 »


мере, психологическую коррекцию личности воспитуемого, а умелые действия психотерапевта служат заодно и перевоспитанию паци­ента.

В самом деле, какой бы предмет ни преподавал учитель, оп передает ученику, прежде всего, убеждение в силе человеческого разума, могучую тягу к познанию, любовь к истине и установку на самоотверженный общественно полезный труд. Но ведь человек, усвоивший такие уроки, за счет одного этого становится здоро­вее, прочнее духом! Когда же учитель способен заодно продемон­стрировать учащимся высокую и отточенную культуру межлично­стных отношений, справедливость в сочетании с безупречным так­том, энтузиазм в соединении с благородной скромностью,— тогда, невольно подражая такому педагогу, младшее поколение форми­руется духовно гармоничным, способным к человечному разреше­нию столь нередких в жизни межличностных конфликтов. А это означает, что перед нами педагог, заслуживающий имени психо­терапевта («целителя души» в точном переводе с древнегреческо­го). Ведь под «исцелением» принято понимать не только лечение, но также укрепление и нравственное совершенствование психиче­ской жизни человека.

С другой стороны, профессиональный психотерапевт немногого добьется в работе с пациентом, если не расширит его умствен­ный кругозор, не раскроет перед ним горизонты духовных ценно­стей и не привьет ему новые, более адекватные требованиям жизни навыки взаимодействия с другими людьми. Тем самым такой психо­терапевт одновременно заслуживает и имени педагога!

Несмотря на существенные различия задач и методов влияния на человека, педагогика и психотерапия опираются на одни и те же закономерности общения. Поэтому представляется чрезвычайно полезным обмен накапливающейся информации между этими обла­стями человекознания. В данной работе общение как чрезвычайно важный род деятельности людей освещается с позиций психотера­певта (врача-психиатра по образованию). Естественно, что врачеб­ный подход, аккумулирующий клинический опыт и данные медико­психологической литературы, будет в ряде общих, а в особенности частных, моментов отличаться от подходов к проблеме, традицион­ных для педагогической психологии. Это обстоятельство не лишено, пожалуй, своих положительных сторон: необычность ракурса обо­стряет видение реальности.

Правильная позиция врача относительно видов общения и ме­тодов их коррекции с неизбежностью оказывается психогигиени­ческой и психопрофилактической позицией. Под психогигиеной и психопрофилактикой понимают «предоставление специализирован­ной помощи практически здоровым людям с целью предотвращения нервно-психических и психосоматических заболеваний, а также об­легчения острых психотравматических реакций» (Краткий психо­логический словарь. М., 1985). Итак, читателю этой книги пред­стоит взглянуть на общение глазами медика, медицинского психо


« 1 2 3 4 5 6 »