мере,
психологическую коррекцию личности
воспитуемого, а умелые действия
психотерапевта служат заодно и
перевоспитанию пациента.
В самом деле,
какой бы предмет ни преподавал учитель,
оп передает ученику, прежде всего,
убеждение в силе человеческого разума,
могучую тягу к познанию, любовь к истине
и установку на самоотверженный общественно
полезный труд. Но ведь человек, усвоивший
такие уроки, за счет одного этого
становится здоровее, прочнее духом!
Когда же учитель способен заодно
продемонстрировать учащимся высокую
и отточенную культуру межличностных
отношений, справедливость в сочетании
с безупречным тактом, энтузиазм в
соединении с благородной скромностью,—
тогда, невольно подражая такому педагогу,
младшее поколение формируется духовно
гармоничным, способным к человечному
разрешению столь нередких в жизни
межличностных конфликтов. А это означает,
что перед нами педагог, заслуживающий
имени психотерапевта («целителя
души» в точном переводе с древнегреческого).
Ведь под «исцелением» принято понимать
не только лечение, но также укрепление
и нравственное совершенствование
психической жизни человека.
С другой стороны,
профессиональный психотерапевт немногого
добьется в работе с пациентом, если не
расширит его умственный кругозор,
не раскроет перед ним горизонты духовных
ценностей и не привьет ему новые,
более адекватные требованиям жизни
навыки взаимодействия с другими людьми.
Тем самым такой психотерапевт
одновременно заслуживает и имени
педагога!
Несмотря на
существенные различия задач и методов
влияния на человека, педагогика и
психотерапия опираются на одни и те же
закономерности общения. Поэтому
представляется чрезвычайно полезным
обмен накапливающейся информации между
этими областями человекознания. В
данной работе общение как чрезвычайно
важный род деятельности людей освещается
с позиций психотерапевта (врача-психиатра
по образованию). Естественно, что
врачебный подход, аккумулирующий
клинический опыт и данные
медикопсихологической литературы,
будет в ряде общих, а в особенности
частных, моментов отличаться от подходов
к проблеме, традиционных для
педагогической психологии. Это
обстоятельство не лишено, пожалуй, своих
положительных сторон: необычность
ракурса обостряет видение реальности.
Правильная
позиция врача относительно видов общения
и методов их коррекции с неизбежностью
оказывается психогигиенической
и психопрофилактической
позицией. Под психогигиеной и
психопрофилактикой понимают «предоставление
специализированной помощи практически
здоровым людям с целью предотвращения
нервно-психических и психосоматических
заболеваний, а также облегчения
острых психотравматических реакций»
(Краткий психологический словарь.
М., 1985). Итак, читателю этой книги предстоит
взглянуть на общение глазами медика,
медицинского психо