произвольным или непроизвольным, тем не менее у разных
людей уровень их развития неодинаков.
Различают механическое и смысловое запоминание. Если
работа памяти основывается главным образом на многократном повторении, то
говорят о механической памяти. Если же человек запоминая, старается понять, о
чем, например, говорится в тексте, устанавливает связи с уже имеющимися
знаниями, то он руководствуется смысловой памятью. Смысловая память характеризуется пониманием и
некоторым преобразованием запоминаемого материала.
Многие профессии требовательны к хорошему развитию
конкретного вида или типа памяти у человека.
Выявить особенности своей памяти вы можете в ходе
приведенных далее практических работ.
При
выполнении их следует иметь в виду, что по исследованиям психологов нормальный
объем памяти взрослого человека на совершенно новый, не имеющий смысла материал
равен
. Конечно, чем больше объем, тем лучше.
Сравнивая свой результат с нормальным, вы установите,
какой вид памяти развит у вас лучше всего. Если результаты по отдельным видам
памяти совпадают или близки, у вас смешанный тип памяти.
Практические работы
Задание 1. Выявите ваш тип памяти.
1. Прочитайте вслух приведенный ниже ряд слов (интервал
между словами 3 с). Теперь закройте этот ряд листком бумаги и попытайтесь его
воспроизвести (порядок слов постарайтесь сохранить). Запишите запомнившиеся
слова. Проверьте, какое количество слов вы запомнили правильно. Повторите то же
со вторым рядом слов.
Слова для запоминания на слух:
а) ЛИПА. НОЖНИЦЫ.
ЛАМПА. ЯБЛОКО. КАРАНДАШ. ГРОЗА. ОБРУЧ. МЕЛЬНИЦА. ПОПУГАЙ. ЛИСТОК.
Количество правильно запомненных слов —... .
б) СЕНО. ТЕРПЕНИЕ. ОЧКИ. РЕКА. ТЕТРАДЬ. ЗАКОН. ФАНТАЗИЯ.
ЛОЖКА. ПТИЦА. ОГОНЬ.
Количество правильно запомненных слов —... .
Объем слуховой памяти на слова (Псс) находят
по формуле
, где а и б соответственно результаты выполнения
п. а и б задания. Проделайте то же самое с числовым
рядом, приведенным ниже.