и
корректировку комплекса качеств с целью подготовки себя к профессии, ее относят
к профессиональному самовоспитанию.
Среди способов и приемов, которыми пользуется личность,
чтобы воздействовать на свое сознание, чувство, волю с целью выработки качеств,
необходимых для успешного овладения определенной профессией, основными принято
считать: самопознание (самоизучение, самоанализ, самонаблюдение, самооценка);
самообразование; самоприказ; самоубеждение, самовнушение, само- одобрение;
самоконтроль; упражнение (или самоупражнение в определенных действиях или
поступках).
Остановимся подробнее на каждом из них.
Самопознание.
Известно, что самовоспитание
начинается с самопознания, самоизучения. Узнать самого себя человеку помогает
оценка его другими людьми. Но важнейшим источником самопознания при
профессиональном самовоспитании является проба своих сил в конкретной
деятельности. Те из вас, кто занимается в межшкольных УПК, имеют наиболее
благоприятные условия для самопознания, так как там есть возможность испытать
свои качества при овладении навыками и умениями по определенной специальности,
профессии, иногда по разным профессиям. Самопознание осуществляется
посредством самонаблюдения, самооценки и самоанализа. С процессом самонаблюдения
вы наиболее ярко знакомитесь при чтении художественной литературы, особенно
мемуарной,— там самонаблюдение выступает во всей своей силе. Дошедшие до нас,
например, дневниковые записи Л. Толстого и Н. Чернышевского свидетельствуют об
огромной роли самонаблюдения в самовоспитании. Так, Л. Н. Толстой использовал
самонаблюдение почти всю свою сознательную жизнь. Его дневники составляют 13
томов в полном собрании сочинений писателя. В них отражена вся его жизнь — с
девятнадцати до восьмидесяти лет. Последнюю запись в дневнике Л. Н. Толстой
сделал за три дня до смерти.
В процессе самонаблюдения человек замечает, как быстро
он овладевает профессиональными навыками и умениями, насколько успешно
справляется с осваиваемой специальностью, оценивает свои возможности,
сравнивает себя со своими товарищами, анализирует причины удач и неудач.
Человек может наблюдать за собой непосредственно в данной ситуации или призывая
на помощь память (как он вел себя вчера, месяц тому назад, год). Бывает, что к
одному и тому же факту своей жизни человек возвращается