Для этого попробуйте самостоятельно
выделить общий существенный признак между понятиями:
а) 1.
Дождь—снег
2. Глаз — ухо
3.
Фотоаппарат
— очки
4. Желудок — кишечник 5. Сахар — алмаз
6. Флаг — крест
7.
Пистолет
— ружье
8. Фиалка — слон
9.
Земля
— Марс
10.
Газохранилище — портфель
б) 1. Огурец — капуста — яблоня
2.
Надежда
— вера — любовь
3.
Платье
— стол — посуда
4. Собака — муравей — червь 5. Дуб — рябина — ель
6. Золото — медь — ртуть
7. Молодость — юность — старость
8.
Вино
— вода — сок
9.
Хлеб
— мясо — помидор
10. Лампа — свеча — Солнце
Если вы справились с заданием в срок (за 5—6 мин) без
ошибок, то можно говорить, что у вас хорошая подвижность нервных процессов и
способность к логическому мышлению, обобщению.
Задание 7. Определите уровень развития умения обобщать.
Для выполнения каждого из приведенных далее пунктов
задания а — в отводится строго определенное время—3 мин, поэтому работать нужно
как можно быстрее и точнее.
Если возникнут затруднения при решении задачи, то
долго не раздумывайте, оставьте ее без ответа и продолжайте работать дальше.
Если у вас останется время после решения последней
задачи, можете вернуться и подумать над той, которую вы не смогли решить, или
проверить свои ответы, чтобы внести необходимые изменения или исправления.
а) Ниже записано 20 горизонтальных рядов слов. Для
каждого ряда найдите два слова, которые по смыслу ближе других к первому
обобщающему слову в строке: 1.
САД:
растение
садовник
собака
забор
земля
2.
РЕКА: рыболов
берег
рыба
тина
вода
3.
ГОРОД:
автомобиль
здание
толпа
улица
цветы
4.
САРАЙ:
сеновал
лошадь
крыша
стены скот 5.
КУБ:
сторона
чертеж
камень дерево
углы 6.
ДЕЛЕНИЕ: карандаш делитель
бумага делимое
класс
7.
КОЛЬЦО:
круглость
диаметр
печать
алмаз
проба
8.
ЧТЕНИЕ:
картина текст
глаза
книга
слово
9.
ГАЗЕТА:
телеграммы приложения
редактор
бумага правда
10. ИГРА:
наказания правила
штрафы игроки
карта 11.
ВОЙНА:
аэроплан
сражения солдаты пушки
ружья
12. КНИГА:
рисунки
бумага
любовь война
текст
13. ПЕНИЕ:
искусство
мелодия
овация голос
звон
|